18 декабря, в субботу, примерно в 16:00, у ступы Просветления в Отрадном Московский буддийский центр Падмасамбхавы при поддержки Московской общины буддистов проведет ритуал Сур — подношение пищи сжиганием. Сур (གསུར་) можно перевести с тибетского примерно как «запах», и суть этого ритуала заключается в подношении дыма от сжигания пищи (муки, молока, масла, зерна, сахара, мёда) и преобразования его во всевозможные услады органов чувств тех, кому направлено это подношение. Иначе говоря, это одна из разновидностей проявления щедрости по отношению к объектам подношения. Согласно учениям Сутры, щедрость бывает трёх видов -материальных благ, защиты и мудрости, но в учениях Ваджраяны есть ещё одна — четвёртая — разновидность: щедрость любящей доброты. Щедрость дарования материальных благ делится, в свою очередь, на три разновидности: малая, средняя и огромная, и Сур включает в себя все эти три разновидности щедрости. Поэтому, хотя эти подношения и могут казаться маленькими, силой созерцания, благословения и мантры они преобразуются в такие огромные, что, как сказано в учении, становятся подобными открытой небесной сокровищнице.
Кроме подношения Буддам и бодхисаттвам, божествам-защитникам, всем живым существам и кармическим кредиторам, белый Сур посвящается также тем, кто недавно покинул этот мир, тем существам, что находятся в бардо смерти. Как говорит в своих наставлениях Кхенпо Цеванг Ринпоче, «в учении о бардо сказано, что обычно существа находятся в состоянии бардо, самое большее, 49 дней. Но некоторые люди, сильно привязанные к этой жизни, или из-за каких-то препятствий, могут пребывать в состоянии бардо много лет. Именно поэтому все великие мастера говорили, что очень хорошо делать Сур для усопшего в течение 49 дней. Если нет такой возможности, то хотя бы раз в неделю, в тот самый день недели, когда человек покинул этот мир, совершать Сур тоже чрезвычайно полезно, ибо состояние бардо очень нестабильно, существа, находящиеся в нём, постоянно где-то скитаются; как только они о чём-то подумают, это тут же возникает или происходит, но очень неясно, как в сумерках, расплывчато. И эти существа не могут понять, как сильно всё изменилось, всё ещё на что-то надеясь, скучая по всему тому, что они испытывали в жизни. Часто они видят нас и всё, что происходит, и хотят в этом поучаствовать, даже пытаются это сделать, но безрезультатно. Это всё похоже на скучное, надоедливое сновидение. И они не могут ничего получить из происходящего, кроме того, что особым образом им посвящено. Вот для этого и делается ритуал Сур. Как сказано в учении, это очень благотворно для них».
Также ритуал Сур, усиливает и наше лунгта (ཀླུང་རྟ་ или རླུང་རྟ་) — силу удачи, энергию счастья, способность избегать неблагоприятных ситуаций; один из пяти аспектов человеческого бытия, тот, что объединяет и усиливает жизненную энергию и личную силу, гармонизирует внутреннюю энергию человека и внешние обстоятельства; он также очищает окружающую среду и благотворно влияет на местных божеств.
Ритуал Сур проводится по тексту из тэрма Цасума Лингпы (1694-1738) «Драгоценный ключ от сокровищницы» (གསུར་མཆོད་ལོངས་སྤྱོད་གཏེར་མཛོད་འབྱེད་པའི་རིན་ཆེན་སྡེ་མིག།). Всё, что нужно для проведения ритуала, мы подготовим сами, желающим сделать подношение можно осуществить это уже на месте, у ступы.
Пусть добродетель приумножится!