Ученик, собирающийся практиковать Ваджраяну, должен понимать пустотность всего окружающего, то есть его несамостоятельность, и появление его только во взаимосвязи с другими вещами. Он должен быть мотивирован на сострадание и обладать чистотой видения, а именно, иметь спокойный ум, чтобы он мог ясно видеть.
Три корня этой практики составляют дакини, гуру, йидам.
Дакини, или «те, которые идут по небу», есть одним из корней Ваджраяны. Они — просветлённые сущности женского рода, которые покровительствуют йогам и хранят тайные знания и практики. Некоторые считают, что дакини – это разнообразные формы энергии в персонифицированном виде.
Идеальным учителем – гуру – считается тот, кто дошёл до вершины духовного совершенствования и может теперь передавать своё мастерство и суть учения, обучать различным психотехническим приёмам своих учеников.
Установление духовного единения с выбранным учителем, его укрепление и развитие является очень важным, поэтому традиционно ученики наблюдают за своим учителем несколько лет, чтобы убедиться в возможности полностью доверять ему. После чего и учитель проверяет ученика на предмет готовности следовать предлагаемым методам.
Существенную роль играет «йидам», который представляет собой выбранное самим адептом верховное существо. Йогин выбирает его, опираясь на свои нужды, сам или, в большинстве случаев, при помощи учителя, с тем чтобы йидам помог ему стать Буддой. Созерцая его, или используя метод визуализации, тот, кто стремится достигнуть совершенства, преобразует свой дух, превращаясь в просветлённое божество.
Для просветления тела используются телесные упражнения, для просветления речи – многократное повторение мантр, а ум просветляет визуализация или созерцание просветлённых йидамов и мандал. Таким образом осуществляется триединство ума, речи и тела в буддизме.
Ваджраяну можно считать венцом развития буддизма, поэтому тем, кто хочет её практиковать, желательно познакомиться с основными положениями буддизма – хинаяной и махаяной, на которых она и покоится.