Буддизм распространился в России в 17 веке, когда в низовьях Волги и в Забайкалье его начали исповедовать народы Калмыкии, Бурятии и Тувы. В 1741 году буддизм, в соответствии с Указом императрицы Елизаветы II, стал одной из официально признанных религий Российской Империи. В 1753-1758 г.г. был построен Цонгольский дацан — первый буддийский храмовый комплекс в России. Чуть позже было построено и первое здание Гусиноозерского дацана. В Калмыкии в те же времена также появляются буддийские храмы и к концу 18 века там уже действует 14 монастырей. В стольце Российской Империи, в г. Санкт-Петербурге, первый буддийский храм был построен в 1915 году, по благословению Далай-ламы XIII.

В современной России буддизм является одной из четырех традиционных для нашей страны религий.
Настало время для возведения буддийского храма и в Москве — столице многонациональной и многоконфессиональной России. Московская община буддистов стала инициатором этого важного для всей страны строительства. Осуществление общиной данного проекта — строительства первого буддийского храмового комплекса в столице — имеет полную поддержку Правительства Москвы.

Буддийский храм в Москве будет родным домом для всех российских буддистов, независимо от их национальности и линий духовной преемственности. Реальностью нашего времени является рост числа последователей буддизма, и не только среди жителей регионов его традиционного распространения. В московских общинах немало людей, пришедших к буддизму в сознательном возрасте, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности их семей.

Конституция России провозглашает свободу вероисповедания как неотъемлемое право российских граждан. Буддийский храм в Москве будет служить исполнению этой конституционной нормы.

Его Святейшество Далай-лама XIV, благославляя строительство московского храма, дал ему название «Тубден Шедублинг» (тиб. ཐུབ་བསྟན་ཆོས་འགྲུབ་གླིང་།), что означает дословно «Сад изучения буддийской философии и нравственности», и подчеркнул, что храм должен объединить все направления буддизма, быть местом изучения буддийской философии и нравственности. Его Святейшество также добавил, что храм должен быть также и светским центром, где можно получить знания по Учению Будды.

Московская община буддистов заявляет:

1) Школы буддизма Махаяны, исторически распространившиеся в Бурятии, Калмыкии, Туве, Монголии, Тибете, самые различные течения дальневосточного буддизма и южноазиатского буддизма Тхеравады — все традиции могут и должны быть представлены в жизни будущего московского храма в той мере, в какой они развиваются в нашей стране и ее столице.
Необходимость несектарного характера характера будущего храма определяется также пребыванием в Москве дипломатических и иных представительств дружественных России стран, в которых распространен буддизм. Храм призван стать местом встречи, сотрудничества различных буддийских школ на благо России, укрепления мира и согласия во всем мире.

2) Отвечая всем традиционным религиозным потребностям российских буддистов, храм не будет ограничиваться рамками тех или иных направлений или школ буддизма. Распорядок храмовой жизни, его внутреннее убранство, и т.д. должны соответствовать всем школам буддизма. При храме не предполагается создание какой-либо монашеской общины. Любая законно зарегистрированная буддийская община сможет действовать в пространстве храма.

3) Благодаря храму буддизм в Москве будет полнее и ярче играть свою позитивную роль, укрепляя дух мира и взаимопонимания между разными культурами, религиозными и социальными группами. Православие, которое занимает особое место в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, не вступает в противоречие с моральными и духовными нормами буддизма, а сотрудничество религиозных объединений последователей этих религий вносит особый вклад в национальное самосознание российского народа. Для буддистов в Москве также является очень важным взаимодействие с исламскими, иудейскими, другими религиозными объединениями. Вся деятельность храма будет направлена на становление высокой нравственности и духовной культуры прихожан, что поможет многим людям избежать попадания под влияние деструктивных и тоталитарных сект и псевдорелигиозных течений.

4) Молитвы, ритуалы, ретриты с учителями, созерцательные практики — вся культовая деятельность храма по своей сути является путем нравственного и духовного совершенствования человека. Осмысление роли Учения Будды в изменчивых обстоятельствах современной жизни, освоение духовных ценностей и социальной концепции российского буддизма, свободный и ответственный выбор своего уникального пути — эти и другие актуальные вопросы являются важными и необходимыми составляющими деятельности храма.

5) Храм также будет центром социально-культурной, исследовательской, издательской деятельности буддистов Москвы, центром по распространению знаний по истории и современности буддизма, осмыслению его роли в многополярном мире, в межконфессиональном и экуменистическом диалоге.

6) Выставки, конференции, фестивали, концерты, — вся полнота творческих проявлений буддистов, друзей буддийской культуры — желанные гости храмового комплекса.

7) Пусть освещаются храмовым светом признанные всеми буддийские ценности и традиции взаимоуважение и духовной терпимости. Планируемые к реализации благотворительные и образовательные проекты помогут храму стать неотъемлемой частью поликультурного пространства Москвы и всей страны, стать школой патриотического и духовного воспитания молодежи.

Буддийский храм в Москве станет подлинным центром диалога культур в интересах будущего России.

ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ